В страну гор, моря и вина - в Грузию на машине, с заездом в Турцию и Армению

6 - 25 сентября 2012 года

Просмотреть Грузия, Турция, Армения - 2012 на карте большего размера

Начнем с того, что это была наша самая не подготовленная поездка. Т.е. у нас не было ни определенного маршрута, мы не бронировали отели, не было подробных карт на навигаторе, мы не делали визы (впрочем, в Грузию они и не нужны)и даже с датой выезда из дома, мы определились за день до этой самой даты. Из того, что у нас было точно, это цель - посетить Грузию и немного собранного и распечатанного материала по этой стране, который мы взяли с собой.

Мысль посетить Грузию у нас зрела довольно долго. Мы регулярно просматривали не многочисленные отчеты тех, кто уже посещал эту страну в последние несколько лет. И чем больше мы читали подобных отчетов, тем больше убеждались, что этой поездке быть. В отличие от Европы, информации о Грузии в интернете не так много и порой она была довольно противоречивая. И только отчеты людей побывавших там , были однозначно позитивными. И мы решили проверить на себе так ли там страшно, как пишут в нашей официальной прессе и неужели так хорошо, как в восторженных отзывах путешественников посетивших эту страну недавно.

Итак, разобравшись с делами на работе и дома, созвонившись с родственниками, у которых планировали остановиться по пути, мы выехали из дома 7сентября в 4:30 утра в направлении трассы М4 (Москва-Дон). Ближе к вечеру мы были уже в г. Шахты, где нас радушно встретили , вкусно накормили и спать уложили. На следующий день, хорошенько выспавшись, не спеша собравшись и попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы поехали дальше.

очень вкусный арбуз, купили прямо с бахчи

Путь наш был в этот день не долгий, и где-то через 500 км мы прибыли в г.Светлоград, где нас уже с нетерпением ждали, и дети наконец-то познакомились со своей прабабушкой. Погостив пару дней, мы отправились дальше.

10 сентября: Российско-грузинская граница. Военно-грузинская дорога. Тбилисси.

В 6 утра мы выдвинулись в путь. В отчетах мы много читали о неравнодушном отношении местных стражей дорог к автомобилям с неместными номерами, а в особенности с номерами московского региона. Проверили их внимание на себе и мы. И так, первый раз нас остановили доблестные сотрудники ГИБДД в Пятигорске, проверили документы, поспрашивали откуда и куда едим и отпустили с миров, далее мы ехали по отличной дороге (две полосы в каждую сторону с разделителем и хорошим асфальтом), но бдительность не теряли и скорость не превышали, что в прочем не помогло избежать очередной остановки для проверки документов (хотя стояли с радаром и ловили за скорость), и т.к. предъявить нам было нечего, тоже благополучно распрощались.

дорога

На границе Кабардино-Балкарии и Северной Осетии стоит довольно серьезный пост, где останавливают практически все машины, но нас каким-то чудом просмотрели и мы проехали дальше, правда не далеко и уже на следующем посту нас остановили и проверили документы еще раз. Стоит сказать, что общались всегда культурно и доброжелательно. Сразу после Беслана, перед поворотом на Владикавказ нас остановили на посту ГИБДД и не проверяя документов сразу попросили пройти на пост, где пробили по водительским правам все нарушения и неоплаченные штрафы и предложили оплатить их на месте, получив отказ они еще минут 40 пытались убедить в обратном. Мы ничего не заплатили, разошлись с миром, но осадок остался. Вот и весь опыт общения с сотрудниками полиции. Учитывая неспокойный регион этой части нашей страны, можно сказать, что этот путь мы проехали довольно спокойно.

река Терек, сразу за Владикавказом
рыбак на фото ловит форель

Впереди нас ждала граница с Грузией (Верхний Ларс – единственная легальная КПП на российско-грузинской границе), к которой мы подъехали в 13:35. КПП устроено в самом узком месте Дарьяльского ущелья, что на человека равнинного производит сильное впечатления, т.к. практически отвесные склоны гор давят довольно сильно психологически.

КПП "Верхний Ларс"
дорога между нашим КПП и грузинским

Машин было немного, но за шлагбаум пропускали медленно и много местных лезли без очереди. Мы сначала робели, а потом тоже стали подпирать впереди стоящие машины и не пропускать тех, кто пытался влезть перед нами. В 15 часов удалось проехать за шлагбаум и через 15 минут после быстрой проверки документов и машины нашими погранцами, мы уже ехали в сторону грузинского погранперехода, восхищаясь захватывающим дух пейзажем гор за окнами. У грузин все устроено очень современно, нам даже из машины выходить не пришлось, быстро проштамповали паспорта и сфотографировали каждого через открытое окно. На все про все 5 минут и вот мы на грузинской земле. Тут же на границе поменяли рубли на лари. Впереди воено-грузинская дорога, крестовый перевал и ухудшающаяся погода. И чем выше мы поднимались в горы, тем погода становилась хуже, дождя не было но было пасмурно и стоял густой туман или низкие облока. В какой-то момент видимость не превышала 5 метров, ехали по габаритным огням впереди идущей машины. Ограждений нет, туннели почему-то все объезжали по накатанным рядом с ними дорогам, мы делали так же. Дорога грунтовая с редкими фрагментами асфальта. Впечатления от дороги оказались смазанными, т.к. хотелось увидить величие гор, снежные вершины Казбека, а вместо этого кругом было молоко, в котором мы незаметно проскочили и Крестовый перевал и минеральные источники бьющие из земли около одного из тоннелей.

сразу после грузинского КПП

Но как только дорога стала спускаться вниз и показалась Арка Дружбы погода резко поменялась, появилось яркое солнце и безумно красивое зрелище: быстро спускающиеся в ущелье облока. И несмотря на сильный ветер, мы все же вышли на смотровую площадку и сделали несколько красивых фото.

горы, солнце, облока - вид с Арки Дружбы
река Арагви
горы Кавказа
облока "стекают" с гор
окрестности военно-грузинской дороги

Проехав поворот на горнолыжный курорт Гудаури началась дорога с хорошим асфальтом, появились ограждения, а облака исчезли и теперь мы в полной мере наслаждались горными пейзажами не отвлекаясь на ямы. Так, незаметно мы подъехали к Жинвальскому водохранилищу. Сделав не большую остановку около крепости Ананури, мы погуляли, а дети наконец-то вдоволь набегались и размялись. До Тбилиси оставалось ехать около 70км.

Жинвальское водохранилище
крепость Ананури
Ананаури
военно-грузинская дорога

В 19 часов мы подъехали к Тбилиси. Наша задача была найти отель, координаты которого у нас были выписаны. Проблема заключалась в том, что у нас не работал поиск в навигаторе, т.е. карта с названиями улиц была, но привести в заданную точку он отказывался. Таким образом, катаясь по вечерней столице Грузии, мы случайно увидели название нужной нам улицы и благополучно нашли наш отель. Это оказался небольшой семейный отель в районе старого города, где нас радушно встретили и проводили в просторный двухместный номер с кухней (отель "Meidani" Grishashvili Street, 19, тел.:+995599267778). Заселившись, мы пошли гулять по окрестностям в поисках места для ужина. Расположение отеля оказалось очень удачным, рядом с серными банями, и, выйдя на оживленную улицу, мы сразу же нашли кафе, где обильно и поужинали. Еще немного погуляв, мы отправились отдыхать после долгого дня в пути.

11 сентября: Тбилиси.

Позавтракав в отеле, мы отправились изучать город.

вид на крепость Нарикала с нашей улицы
улица на которой находился наш отель
тбилиские балконы
улицы Тбилиси
Метехская церковь на крутом берегу реки Кура
Мост Мира - современный пешеходный мост через Куру
дети, поднимаемся к крепости Нарикала на современном подъемнике стены и пол стекляные
старый город
крутой левый берег реки Куры
Тбилиси, левый берег реки Куры
Тбилиси, столб со Святым Георгием на площади Свободы - центр города
тбилисские серные бани
Егор на крыше серных бань
старый город
старый город, крепость Нарикала
наш обед
площадь Свободы

Прогуляв целый день по городу, мы вернулись в отель с гудящими ногами, но полными впечатлений от увиденного. Один день в Тбилиси, это конечно же очень мало. Здесь и недели не хватит, чтобы в полной мере познакомиться с городом. Грузинская кухня это нечто! Описывать бесполезно, это надо пробовать, как и грузинское вино. Отдельно хотелось бы сказать о местных жителях. Грузины очень дружелюбные, общительные и отзывчивые люди, которые искренне переживают из-за испорченых отношений между нашими странами.

12 сентября: дорога к морю

Вкусно позавтракав и расплатившись за отель (200 лари за 2 дня), мы поехали дальше, в сторону моря. Еще дома мы выбрали место на побережье: между Кобулети и Уреки - Шеквители. Главная причина, почему мы решили остановиться именно сдесь, это песчаный пляж. Оставалось только найти там отель. Проведя целый день в пути, мы наконец-то доехали до побережья. Немного покатавшись в поисках жилье, мы нашли небольшой частный отель прямо на берегу Черного моря. И так как было уже позно, то договорившись о завтраке с хозяйкой отеля, мы отправились спать.

13 сентября: море, Кобулети, парк атракционов

Проснувшись и позавтракав, мы отправились к морю.

вид с нашего балкона на море
тропинка к морю
вид с пляжа на наш отель
море, темный песок и пустынный пляж
Пляж был широкий, с черным мелким песком, который считается лечебным из-за большого содержания в нем магнезия. Он намывается сюда соседнеми речками, к сожалению вмести со всем мусором, который собирается по пути к морю. Поэтому, в зависимости от течени в море (от реки или к ней)менялась и чистота воды в нем. Иногда оно было безупречно чистое, а порой плавал и разный мусор. Но все это компенсировалось безлюдным пляжем, теплым морем и ласковым солнцем. Дети беззаботно резвились и плескались весь день.
Егор
а есть ли здесь рыба?
рыбаки
Егор
песок очень теплый и местные говорят лечебный
В отеле кроме нас было занято еще только два номера. Вечером мы поехали поужинать в Кобулети (5 мин на машине) заехав по пути туда, а потом и обратно в парк атракционов.
парк атракционов
Тимофей и Егор
Ярослав
в парке атракционов
наш ужин
фонтаны в парке на набережной Кобулети
Кобулети небольшой город-курорт, где все создано для отдыхающих. Здесь есть вся инфраструктура на любой вкус и кошелек. Нам понравился парк вдоль набережной с фонтанами, детскими площадками и кафе..

14 сентября: Батуми. Трабзон (Турция)

Проснувшись на следующий день и увидев нахмуренное небо, мы решили совершить вылазку на турецкий берег. Благо до него рукой подать, каких-то 50км. А до Трабзон, цели нашей сегоднешней поездки - 230км.По пути заезжаем на набережную Батуми. Центр города, как и сама набережная очень красивые и современные. Отели на любой вкус, довольно широкий оборудованный галечный пляж, на многокилометровой набережной чего только нет: и бесплатный WI-FI, и велосипедные дорожки, и кафе-рестораны и много чего еще.

набережная Батуми начинается при въезде в город
набережная в центре Батуми. Нашли бесплатный WI-FI.
высотки Батуми
Егор и мороженое
Ярослав
набережная Батуми
Батуми
Погуляв немного, мы поехали дальше. Следующей остановкой стала крепость Гонио. Довольно впечатляющая снаружи и менее - внутри. Вход в крепость платный, на территории ведутся археологические раскопки. Понравилась аллея вся в цветах и увитая киви. Мы впервые увидили как растет этот фрукт.
аллея в крепости Гонио
а так растет киви
археологические раскопки
крепость Гонио
Юля
Далее нам предстояло знакомство с пляжами Сарпи - это групногалечный пляж с очень чистым морем.
пляж в Квариати
пляж в Сарпи
Сарпи
очень чистая вода
Здесь же находится и грузинско-турецкая граница, до которой мы и добрались со всеми остановками к 14 часам. Грузинских пограничников прошли быстро по уже знакомой нам процедуре с фотографированием. У турок пришлось купить автомобильную страховку за 28 евро (т.к. она выдается минимум на 3 месяца):( В остальном все было быстро (виза в Турцию для россиян не нужна)и уже в 15 часов мы ехали по отличной дороги вдоль моря с двумя полосами в каждую сторону, разделителем, грамотными съездами в населенных пунктах и отличным покрытием. Погода стояла солнечная и дети просили купаться. Найдя по пути небольшой пляж в одном из городков, мы сделали остановку и выполнили их желание. Дорога до Трабзона пролетела незаметно. Тепреь нам предстояло найти отель. И не смотря на то, что их в этом портовом городе было предостаточно, нас неустраивала, то цена, то расположение. Около одного отеля мы поймали бесплатный WI-FI и по booking.com нашли устраивающий нас по всем параметрам отель в центре города ("Nur Hotel" - Iskenderpasa Mah. Camii Sok. No:15 Merkez, 61100 Трабзон). Небольшой отель, маленький номер, но зато с очень удобными кроватями и накрахмаленными белоснежными простынями, то что надо на одну ночь (трехместный номер с завтраком шведский стол - 125лир - ок.2100руб).
наш отель
мечеть напротив отеля

Оставшуюся часть дня мы гуляли по Трабзону. Вот что запомнилось: вечером на улицах многолюдно, много народу гуляет семьями, публика разная от современно одетых, до часто встречающихся женщин в паранжах; нигде не видели в прадаже алкоголя, даже пива; впервые увидели Макдональдс без посетителей, это и понятно, ведь турецкая кухня это один сплошной фаст-фуд, только вкуснее и дешевле; особое отношение к детям, нашим постоянно все улыбались, гладили по головам и чем-то угощали, а владелец магазинчика рядом с нашим отелем, когда мы проходили мимо, постоянно давал им какие-нибудь сладости.

15 сентября: Трабзон - монастырь Сумела(Турция) - Грузия

Выспавшись утром и неспеша позавтракав, в 10 утра мы выехали в сторону монастыря Сумела, который находиться в 45км от Трабзона. У нас закончилась местная валюта и мы решили найти обменник по дороге, но до самой Мачки так нигде его и не увидели. Поэтому доехав до последнего населенного пункта перед монастырем - небольшой городок Мачка, мы стали искать возможность поменять деньги, к нашему сожалению все официальные учереждения были закрыты (то ли было еще рано, то ли по субботам они вообще не работают). Мы стали спрашивать местных жителей и они подсказали(можно сказать привели за руку) один ювелирный магазин где у владельца можно поменять валюту, к сожалению он тоже был закрыт, но какой-то отзывчевый турок сбегал за владельцем, и уже через 5 минут у нас были лиры. Дорога до монастыря, надо сказать, очень живописная, идет в горы, поросшие лесом, вдоль реки, на которой устроены небольшие форелевые хозяйства (там же расположены и ресторанчики). Въезд на территорию национального парка, где распологается монастырь, платный - 15лир (ок. 250руб) с машины. Подъезжаем к парковке (где уже стоят машины и несколько туристичесских автобусов), там же сувенирные лавки, кафе и т.д., но дорога идет дальше и мы решаем здесь не останавливаться, а ехать по ней вверх. Дорога надо сказать довольно круто идет вверх и значительно уже, чем до этого.Подъезжаем к самому началу тропы, по которой надо подниматься вверх, к самим монастырям. Умудряемся припарковать машину на маленьком пяточке, где разворачиваются маршрутки привозящие туристов с нижней парковки. Начинаем восхождение вверх по торопе, местами она ровная и выложена плиткой, а местами перешагиваем через корни деревьев, вылезающие из земли. Ярослав преодолел весь путь сам, а Егор часть пути гордо восседал на папиных плечах. Вход в монастырь платный - 8лир с человека. Покупаем билеты и преодаливаем последний подъем до входа, с которого открывается потрясающий вид на долину. Побродили по моностырю, большая часть его закрыта для туристов на рестоврацию, очень впечатлила разрисованная фресками часовня монастыря.

дорога к монастырю Сумела
форелевое хозяйство с рестораном
бурная речка
монастырь Сумела
начало пешей тропы
поднимаемся к монастырю
пешая тропа к монастырю Сумела
вид на долину от входа в монастырь
монастырь Сумела
фрески в часовне монастыря
Тимофей и Егор
спускаемся вниз
ящерицы
крокусы в сентябре
окраины Трабзона
турецко-грузинская граница

Т.к. приехали мы довольно рано, то туристов было не очень много, а когда мы уже шли обратно, они стали прибывать в геометрической прогрессии. Неспеша спустившись пешком к машине, мы поехали обратно через Трабзон в Грузию. Весь остаток дня мы провели в пути и походам по турецким торговым центрам, где накупили детям одежды и обуви. Границу переходили уже вечером. На турецкой стороне суета и неразбериха, а у грузин все четко и быстро - печати в паспорта и наши лица на камеру. В темноте проезжаем Батуми и приехав в отель ложимся спать.

16 - 18 сентября: море, море, море...

Следующие три дня мы полностью посвятили морю, ездили несколько раз в Кобулети, в парк атракционов. В один из вечеров сделали небольшую вылазку в Поти. Город только начали востонавливать, везде шел ремон и благоустройсвто. Думаем через несколько лет он тоже преобразиться и станет таким же современным и привлекательным для туристов как Батуми. Вечерем, перед отъездом, хозяйка отеля вместе с мужем (они приехали из греции и постороили этот отель) устроили пикник для гостей, которых было не много: мы, молодая пара поляков и супружеская пара грузин. Не смотря на столь интернациональную компанию, вечер прошел очень душевно и вкусно, и после двух бокалов вина, мы уже свободно общались с поляками (причем мы не знали польский, а они русский, но языки похожи и помогал английский). Вобщем, было весело!

19 сентября: Вардзия (пещерный город), Ереван (Армения)

Плотно позавтракав, заплатив за проживание (50лари в сутки)и попрощавшись с хозяйкой отеля, мы поехали в сторону границы с Арменией. На сегодня у нас было запланировано посещение Вардзии и постараться к вечеру добраться до Еревана. Долго решали как ехать до Вардзии: короткий путь - через Батуми - Хуло - перевал Годердзи - Ахалцихе, очень живописный, но был риск не проехать или ехать очень медленнно из-за плохого качество дороги. Поэтому мы решили ехать по хорошей, но долгой дороге через Кутаиси - Хашури - Боржоми - Ахалцихе. Доехали на удивление легко и быстро, по дороге, проезжая разные населенные пункты покупали очень вкусную хурму, свежую чурчхелу, перед Хашауру продавали необычный сладкий хлеб (видили его только здесь), а еще закупились сувенирами, которые, так же в избытке, продают вдоль дорог. Благополучно доехав до пещер и отдав за вход 6 лари (по 3 лари с человека), мы начали подъем к пещерам.

Вардзия - пещерный город
Вид сверху
начинаем исследовать пещерный город
Внутри пещер
Юные исследователи
пещерная кухня

Снаружи пещерный город выглядит внушительно, но, только оказавшись внутри, понимаешь насколько он большой. А ведь это всего лишь скромная часть того, что было раньше. Мы три часа бродили по пещерам, заходя внутрь, поднимаясь и опускаясь по узким переходам и вновь выходя на улицу. Дети были в восторге и время пролетало незаметно. Вдоволь нагулявшись по пещерам, мы спустились вниз, где немного отдохнули, вкусно пообедали и поехали в сторону Армении.

По дороге в Вардзию и обратно проезжали мимо живописной крепости Тмогви

Крепость Тмовги

Дорога до Армении довольно живописная и, разглядывая пейзаж за окном, в 19 часов подъезжаем к границе. У грузин как всегда, все четко и быстро и через 10 минут мы подъезжаем к армянским пограничникам. Машин нет, шлагбаум опущен, никто не подходит. Оставляем машину около шлагбаума и проходим в домик к погранцам. Там начинается долгое и неспешное оформление документов с заполнением каких-то бумаг, оплатой страховки (3200драм примерно 250руб) и какого-то сбора (21550драм около 1700руб). Оплачивали все в местной валюте, поменяв рубли на драмы там же на границе (5000руб на 65000драм). На все про все ушло 40 минут. На улице абсолютно стемнело, а нам еще предстояло преодолеть 170км до Еревана. Дороги в Армении надо сказать довольно коварные (особенно в темноте). Дорожное покрытие неплохое и позволяет разогнаться, но тут же попадается небольшой участок разбитой дороги, что на время отбивало желание ехать быстро (и убивало подвеску). До столицы в итоге добрались довольно позно. Еще час катались по городу, ища отель. Но, в итоге заночевали в первой попавшейся (четырех -местный номер – 15000драм около 1100руб).

20 сентября: Ереван

Проснувшись в 8 утра отдохнувшие, но голодные, мы покинули отель в поисках завтрака и халявного WI-FI. С это целью мы направились в центр города. Недорого и вкусно позавтракав в кафе и найдя в интернете приличный отель, мы прогулялись по парку (что-то похожее на бульварное кольцо в Москве) дети побегали и покатались на каруселях. Благополучно заселившись в выбранном отеле и оставив машину, отправились гулять по центру города.